вторник, 6 сентября 2011 г.

«Льготная» страна. Или еще раз о льготах….


Более 40% украинцев имеет право на те или иные льготы. Людей действительно нуждающихся в помощи государства это не спасает, а для чиновников от «низшего» до «высшего» уровня – это прекрасная кормушка.
Страна льгот
Украину по праву можно назвать «страной льгот». Здесь более 600 всевозможных «послаблений» для разных категорий населения. Выдано более 26 миллионов (!!!) льготных удостоверений. Более 13 млн. человек имеют право на социальную льготу и еще около 3,5 млн. – на профессиональную. Бюджет всей этой «махины» составляет порядка 30 млрд. (!!!) грн. Отечественная система льгот унаследована с советских времен, когда они выполняли другую функцию: в первую очередь это было вознаграждение за непрерывный трудовой стаж, добросовестный труд, связанные с профессией вредные условия или заслуги перед государством. Кроме того она является несправедливой. Ведь для пенсионера-горожанина проезд в городском транспорте существенная льгота, а для пенсионера-жителя села – нет.
Дамоклов меч
Ситуация парадоксальна. Экономика страны близка к дефолту, большинство отраслей нуждаются в многомиллиардных ресурсах, и при этом «льготные» дотации совершенно не учитывают объективных возможностей экономики страны.
На сегодняшний день государство не в состоянии обеспечить такой уровень льгот. К счастью это уже признали и власти.
Наличие такого количества льгот и льготников, невозможность их полностью профинансировать ведет к повышению стоимости услуг. Кроме того множество «ручейков», текущих в карманы чинуш,  сводят на нет и без того малый поток бюджетных компенсаций. И, как следствие, снова подорожание услуг…
«Что делать?» или «Монетизация спасет нас?»
Возникает естественный вопрос – что делать? Я не говорю о том, что всех льготников нужно пересчитать. Без этого порядка не навести. Но так ли уж плоха в данном случае монетизация? На мой взгляд, это лучше, чем то, что есть сейчас. Лучше для тех, кто действительно нуждается в льготах, лучше для предприятий и предпринимателей, предоставляющих услуги льготникам, лучше для экономики страны. Конечно же это плохо для чинуш, для «незаслуженных» льготников и т.п. Чем лучше? Лучше тем, что это «живые» деньги, которые будут потрачены на рынке страны.
Наиболее распространенные и, в связи с этим, наиболее "проблемные" льготы - это льготы на пользование транспортом. Не первый год говорят о том, что транспортные льготы необходимо "монетизировать", однако воз и ныне там. И на то есть свои причины.
И так, общественный транспорт. Сколько льготников в нем ездит? Точно не знает никто. Так на глаз определили, написали и пошли в местную администрацию за компенсацией. Там сидит «Иван Иванович» и говорит – «Мне с этих денег половина. Если нет – не получишь ничего». Соглашаемся и что-то получаем. В следующий раз количество льготников в нашем транспорте резко вырастает. И т.д., и т.п. Это одна сторона. Теперь глянем с другой. Час пик, городской троллейбус. Студенты и школьники на занятия, родители на работу. А пенсионеры? Пенсионерам очень нужно и именно сейчас. Потому что бесплатно. А если бы это стоило денег? Ну, предположим стоимость проезда в троллейбусе 2 грн. Поездка туда и обратно – 4 грн. В месяц – 120 грн. Возьми и катайся. Думаю, что не катались бы. Потратили бы эти деньги на продукты и пр.
Льготы должны быть не только целевыми, но и контролируемыми. Помощь должна быть адресной, чтобы было четко видно, сколько человек и какими льготами пользуются, и уже на основании этого делать выводы о целесообразности тех или иных льгот. Финансирование льгот и социальных программ из бюджета требует взвешенного и осторожного подхода и должно носить узкоцелевой характер.
И добиться этого можно, в первую очередь, монетизацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий