понедельник, 19 сентября 2011 г.

Неученье – тьма, а учение? Мрак?


В Украине насчитывается около 900 высших учебных заведений. Это превышает количество вузов во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Польше вместе взятых. Лучше ли образование от этого?
Обязательной «корочкой» для повседневной жизни в нашей стране стал диплом о высшем образовании. Как часто мы слышим фразу родителей выпускников: «Теперь нужно диплом о высшем получить, а там уже и с работой что-то решим»? При этом около 60% выпускников вузов и не собираются работать по специальности.

Один из моих знакомых работает руководителем на заводе. Им постоянно требуются квалифицированные сварщики. А их нет. Работающим у них уже за 50, а молодых взять практически неоткуда. Никто не хочет такой работы, а кто соглашается – не годен совсем, качество хромает. А недавно в инженерную группу нужен был специалист, решили взять выпускника технического вуза, пересмотрели кучу кандидатов  - результат: максимум можно взять чертежником.
Так нужно ли нам такое «бесплатное» образование? Наше образование давно превратилось из обучения в типографию по печатанью «корочек» о высшем образовании. При этом нам не хватает учителей, медиков, инженеров и пр., пр. Многие сейчас скажут: «Нужно платить хорошую зарплату и они (учителя, медики, инженеры) будут». Согласен, что нужно платить достойную зарплату. Но! Если зп не достойная, почему так много желающих получить диплом о высшем образовании в педагогическом, медицинском, инженерном вузах? При этом еще и за казенный счет.
Система высшего образования требует реформы. Реформы «от» и «до». Я думаю, что с этим согласятся все. Такое ли уж плохое было образование в Союзе? Так ли плох был госзаказ? Думаю, что одним только сокращением вопрос улучшения образования не решить.  Да и правильно ли будет проводить административное сокращение количества вузов? Одним из первых шагов к изменению системы высшего образования должно быть признание, что бесплатного высшего образования у нас нет. И если мы хотим поднять качество нашего образования, то необходимо переходить на контрактное образование. Контрактов может быть несколько видов:
- двухсторонний – между вузом и студентом. Студент (читай родители) сам оплачивает свое образование, обеспечивает свое дальнейшее трудоустройство. Вуз обеспечивает образовательный процесс.
- трехсторонний – между вузом, студентом и работодателем. Работодатель оплачивает обучение студента, обеспечивает его дальнейшее трудоустройство, оплачивает стипендию (возможно). Вуз обеспечивает образовательный процесс. Студент учится и по окончании обучения попадает к работодателю на работу, где и работает в течение срока, оговоренного в контракте.
Таким образом, государство может выступать третей стороной в контракте и заполнять существующие пробелы в сельских школах, больницах и пр.
При этом выживут только сильнейшие вузы, те, которые действительно учат, а не собирают деньги.
Это не полноценная реформа и, даже, не одна из частей. Это всего лишь кусочек той большой работы, которую необходимо сделать на пути реформирования страны и образования в частности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий